Автор: Наталья Бентанга
Сергею очень хотелось рассказать Оле, как прошла свадьба Дмитрия. Но сначала он с семьей ездил отдыхать, а потом Ольга с мужем и детьми улетела на остров Суматру.
После отдыха накопилось много дел… Оля и Сергей смогли встретиться только в марте.
— Серег, привет, ну, рассказывай, как там Дмитрий Владимирович осваивается в роли мужа и отца? (Оля.)
— Здрасте вам! Он уже разводится. Так что ни жены, ни ребенка скоро не будет, останутся только большие проблемы с квартирой… А ты чего на свадьбу не пришла? Он про тебя спрашивал. (Сергей.)
— Ты передай ему, что на его третью свадьбу я обязательно приду. (Оля.)
— Хорошо, так и передам. (Сергей.)
Сергей, как всегда, обвинил Димку в несерьезности, а Ольга его оправдала: — Любовь, Сереж, всегда права.
— А где здесь была любовь? Если только перед тобой он выпендривался, даже свадьбу в день твоего рождения играл. Так играл бы уж до конца. Ну и что, что ребенок чужой? Растил бы его, как родного, фотографии бы в альбомы к родителям вставлял, ведь тебя бы это задело? Ты же так спокойна, только пока он несчастлив. А как ты переживешь его счастье? (Сергей.)
— Даже не знаю, Сереж. Если я сама буду счастлива, то спокойно, наверное. (Оля.)
— А ты сейчас — счастлива? Оль, ведь у тебя сейчас лучшее время в жизни: молодость еще не закончилась, ты еще очень красива; удачный брак, прекрасные дети, успешная карьера, хорошие заработки, любовные романы… (Сергей.)
— Да… Все замечательно, Сереж. Я люблю своих детей, родителей, свой дом, своих друзей, свой офис, люблю путешествовать, дарить подарки… Только у меня постоянно ни на что не хватает времени! Как раз из-за этих романов. А они не приносят мне удовольствия, на которое я рассчитываю... Чего-то мне стало не хватать. В омут с головой — у меня уже не получается. Мои романы стали очень предсказуемы. Я соглашаюсь на отношения с теми, с кем мне будет удобно, поддерживаю их только ради секса и стараюсь вовремя свалить. (Оля.)
— Какой-то мужской подход… Тебе не кажется? Знаешь, чем отличается роман от любви? Роман — это когда только секс, а любовь — это когда секс и еще бонус: уважение, привязанность, общие интересы… (Сергей.)
— Это-то меня и пугает, ну, то есть мужской подход. (Оля.)
— Люди считают, что всему на свете надо учиться: ходить, говорить, читать; строить дома, управлять фирмой, выращивать овощи… И только в трех вопросах они почему-то считают себя специалистами от рождения: в любви, в сексе и в воспитании детей. В результате именно по этим трем направлениям и возникают главные жизненные проблемы. (Сергей.)
— Ты, Сереж, прав. По детской психологии я хоть книжки читаю… (Оля.)
— Ты сможешь прожить со своим Василием всю оставшуюся жизнь? (Сергей.)
— А ты со своей женой? (Оля.)
— Да. (Сергей.)
— Я так и думала… Без любви многое возможно на этом свете, как оказалось. Все можно иметь, невозможно только быть счастливой. (Оля.)
— Потому что именно любовь — ключ ко всему, всевластная, созидательная и разрушительная сила. Что для тебя любовь? — спросил Сергей.
— Это демон моей души... А еще это дорога, только вот не знаю куда. (Оля.)
— Эта дорога всегда ведет к солнечному свету. Ты правильно сказала, любовь — это путь, это цель, это вечное стремление к прекрасному. Оригинальный миф об Эросе есть у Платона, в его диалоге «Пир», где Эрос — не бог любви, а демон вечного стремления к прекрасному. Диалог ведут Сократ, первый из греческих философов, считающий самопознание основой человеческой мудрости, и Диотима, премудрая жрица храма Аполлона.
Когда родилась прекрасная Афродита, боги устроили пир. На пир были приглашены многие, был среди гостей и Порос (богатство). Когда гости ужинали, на пир, без приглашения, явилась Пения (бедность), встала у дверей и стала просить милостыню. В это время Порос, напившись нектара, прилег в саду под деревом и заснул. Пения, увидев спящего Пороса, задумала получить от него дитя в помощь своей бедности, прилегла к нему и зачала Эроса. Потому-то Эрос и стал спутником Афродиты, что он был зачат в день ее рождения... (Сергей.)
— Сын Бедности и Богатства? — переспросила Оля. — Бедность — это наше неверие, незнание, страх. А Богатство — это вера, знание, мечта. И от этой гремучей смеси рождается любовь?
— Если мы начинаем верить, если мы хотим знать, если мы не боимся мечтать о том, чего не может быть, то в нашем сердце рождается Любовь.
Рожденный в день рождения Афродиты, сын Бедности и Богатства, Эрос получил в наследство от родителей стойкость и бездомность, отвагу и жажду обладания. Он ни беден, ни богат; далеко не нежен, не прекрасен и не добр; напротив, он сух, неопрятен, необут, бездомен, всегда валяется на земле без постели, спит на открытом воздухе перед дверьми или на дорогах… (Сергей.)
— А я думала, что он прекрасен... (Оля.)
— Он коварен в отношении к прекрасным и добрым, но мужествен, дерзок и стремителен. Он — искусный стрелок и всегда строит какое-нибудь лукавство. Он — философ, страшный чародей, изобретатель, отравитель и софист. Эрос пребывает где-то посредине между мудростью и невежеством. Ты знаешь, что находится между мудростью и невежеством? (Сергей.)
— Нечто среднее… Правильное мнение, наверное? (Оля.)
— Правильное мнение. Эросу не нужно ни стен, ни крыши над головой. Только свобода и ветер. Он всегда в пути — такова природа демона. (Сергей.)
— Он бессмертен? (Оля.)
— Он ни смертен, ни бессмертен. Он — великий Демон, потому что все демоническое находится между богом и смертным. Все смертное всегда стремится к бессмертию. Есть только один способ достижения бессмертия — сотворить что-то новое: родить детей, написать роман, музыку, картину, совершить открытие… Вот такой он, демон вечного стремления к прекрасному. Любовь — это стремление к прекрасному, стремление к бессмертию, путь к Смерти, дорога к Богу. С самых древних времен любовь смягчает самого жесткого человека, украшает жизнь и придает ей смысл. (Сергей.)
— Аполлон говорит, что в Элладе любовь освободилась от пошлости и стала вечным стремлением души к прекрасному... Значит, несмотря на мужество и упорство, цель недостижима? Мы меняемся, меняется мир вокруг нас, меняются люди, меняются наши цели... (Оля.)
— Стремление к прекрасному в нашей душе вечно, и слава Богу! Вам с Дмитрием просто не хватает веры. А без веры не может быть любви... По этому поводу расскажу тебе другой миф, миф об Эросе и Психее, где Эрос — сын Афродиты.
Эта история является литературным вымыслом, но она основана на древнегреческом сказании. В дошедшей до нас форме история была написана Апулеем из Мадавра, который родился в 124 году новой эры. Объединив различные мифы о Психее (душе), Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.
Дело было так. Жили-были в одном греческом городе царь с царицей. Было у них три дочери. Две старшие дочери были очень красивы. А вот красоту младшей дочери, Психеи, трудно было даже описать словами. Стали люди поклоняться красавице Психее, словно богине красоты. Опустели храмы истинной богини красоты, Афродиты… (Сергей.)
— Разгневалась, должно быть, воинственная и коварная богиня, лицо ее помрачнело, и звездное небо затянулось черными тучами? (Оля.)
— Да, вскипела в богине ревность. Позвала она к себе своего сына Эроса и велела ему наказать заносчивую соперницу, сделав ее рабой недостойной любви. Взяв лук и стрелы, Эрос отправился выполнять приказ матери. Но, пораженный красотой девушки, отпрянул и нечаянно поранился своей же собственной стрелой.
Когда Афродита поняла, что Эрос не выполнил ее приказа, она принялась досаждать Психее мелкими неприятностями и добилась того, что бедная Психея была готова свести счеты с жизнью. Старшие сестры Психеи вышли замуж и наслаждались семейным счастьем, а Психея жила в одиночестве, томясь и телом и душою, и проклинала свою красоту. (Сергей.)
— Что толку в том, что все восхищаются тобой, как богиней, но никому не приходит в голову предложить тебе руку и сердце? Жестокое наказание… (Оля.)
— Отец Психеи, видя мучения дочери, пошел к оракулу Аполлона. Принес светоносному богу богатые дары, долго молился и просил его послать дочери супруга. Оракул ответил ему, что Аполлон пошлет деве супруга, но не из людского рода.
«Страшен и дик будет зять твой и видом дракону подобен.
Он, быстрокрылый, носясь по эфиру, все побеждает,
Все сокрушая мечом и пламенем в прах обращая;
Зевс сам страшится его, перед ним и все боги трепещут;
Воды послушны ему и темное царство Аида».
Полным скорби, возвратился от оракула царь… (Сергей.)
— А Психея, наверное, обрадовалась: какой-никакой, все же муж. «Благодарю тебя, милостивый Аполлон!» — воздела она руки к солнцу. (Оля.)
— Психею отвели на высокую скалу, возвышавшуюся над морем, указанную оракулом, простились с ней и оставили ее одну. Долго Психея стояла на вершине пустынной горы, ждала своего суженого-ряженого и проливала горькие слезы. Наконец, так и не дождавшись, от отчаянья и одиночества, бросилась она в бездну, вниз, на острые камни. Но Эрос попросил Зефира, бога стремительного и свежего юго-западного ветра, подхватить девушку и унести ее на далекий остров, покрытый цветами. Зефир опустил бездыханную от страха Психею на землю посреди великолепного сада.
Психея очнулась, успокоилась и пошла бродить по чудесному саду, где цвели цветы, пели птицы и журчали ручьи. Тропинка привела ее к божественно прекрасному дворцу, крыша которого была покрыта драгоценными камнями, колонны и стены были из чистого золота, и даже полы был составлены из мелких драгоценных камней. Во дворце к услугам Психеи были и скатерть-самобранка, и прислуживавшие ей невидимые слуги, и прочие чудеса, о которых слышала она в сказках, когда была маленькой.
В благоухающих сумерках Эрос признался ей в своей любви и потом рассказывал ей целую ночь эротические сказки. Он попросил ее лишь об одном: не пытаться разглядеть его лицо и не стараться узнать его имени… Утром Эрос взял с жены обещание, что она никогда не будет смотреть на него, не будет следить за ним и не будет задавать ему лишних вопросов. (Сергей.)
— Эрос искренне считал, что так можно построить Рай — без ответственности со своей стороны? (Оля.)
— Он был еще очень молод и не предполагал, что Рай — это результат многолетних усилий и мужчины и женщины… Каждую ночь к Психее приходил ее таинственный супруг, а днем она гуляла в саду или отдыхала во дворце, и слуги были готовы выполнить любую ее прихоть, и все мыслимые и немыслимые сокровища земли были в ее распоряжении. Дневные часы, проводимые в одиночестве, казались Психее нескончаемыми, а вот ночи в обществе Любви протекали незаметно… Но человеку всегда чего-то не хватает, даже в счастье. (Сергей.)
— «Тот еще несчастлив, о счастье которого никто не знает». (Оля.)
— Вот-вот-вот… И Психея стала умолять мужа позволить ей встретиться со своими сестрами, чтобы поделиться с ними своей радостью.
И так, и этак объяснял Психее муж, что ни к чему хорошему ее встреча с сестрами привести не может, убеждал ее и приводил неопровержимые аргументы и факты… (Сергей.)
— Но даже Богу не дано выдержать слезы и капризы любимой женщины? — улыбнулась Оля.
— Эрос согласился на ее встречу с сестрами, и даже разрешил одарить их драгоценностями, только попросил жену не поддаваться любопытству сестер, когда они начнут расспрашивать: кто ее муж и как он выглядит?
Когда сестры Психеи в очередной раз пришли на скалу, где, как они думали, она погибла, оплакивать ее, Психея приказала Зефиру принести сестер в ее сад. «Перестаньте плакать, любимые мои сестры, — обрадовала их Психея. — Лучше пойдемте в мой дом, посмотрите, как я живу».
Старшие сестры всегда завидовали необыкновенной красоте Психеи, а когда они увидели роскошный дворец, в котором она теперь жила, и услышали о страстных ночах любви, они не могли сдержать своего любопытства: «Кто же твой муж? Молод ли он или стар? Как он выглядит? Красив или уродлив?» Психея, уходя от ответа, осыпала сестер многочисленными подарками, потом простилась с ними и попросила Зефира отнести сестер домой. (Сергей.)
— Теперь для сестер жизнь стала не в радость. Зависть одолела их сердца... (Оля.)
— «Что наша жизнь по сравнению с жизнью сестры, которая управляет невидимыми слугами и самим ветром? Что наши дома в сравнении с ее дворцом? Разве любят нас наши мужья так, как любит Психею ее муж? Жить не хотим, если не расстроим ее счастья!» — решили сестры погубить счастье Психеи, раз этого счастья им не пришлось испытать самим.
«Скоро родится у нас божественный сын, — сказал Эрос Психее, — если ты не откроешь тайны нашего брака, и смертный — если ты откроешь эту тайну».
Обрадовалась Психея этой новости. (Сергей.)
— Но тайной женщине надо с кем-то поделиться… (Оля.)
— Опять стала умолять она своего божественного супруга разрешить ей встретиться с сестрами. Опять пытался предостеречь Эрос Психею от беды... (Сергей.)
— И опять не устоял бог любви перед просьбами, слезами и ласками женщины. (Оля.)
— Когда сестры оказались в ее доме, она поделилась с ними радостным событием в своей жизни. Сестры все пытались выяснить у нее: "Кто твой муж?” (Сергей.)
— А Психея, уже позабыв, что рассказывала о муже в прошлый раз, напридумывала новых историй. (Оля.)
— И в третий раз, как ни сопротивлялся Эрос, оказались сестры Психеи в их доме. Узнав, что она ни разу не видела своего возлюбленного, они стали убеждать сестру, что она влюбилась в какое-нибудь чудовище. «Вспомни, что было предсказано тебе оракулом. Не будет твой муж ласкать тебя долго, проглотит он тебя вместе с родившимся младенцем!» (Сергей.)
— Ужаснулась Психея такой перспективе, забыла все предостережения и советы мужа и рассказала сестрам всю правду — что никогда не видела она мужа в лицо и не знает, кто он. (Оля.)
— Довольные, что им удалось посеять в душе Психеи сомнения, сестры покинули ее дом, а на прощанье дали ей такой совет: «Когда уснет крепким сном твой муж-дракон, посмотри на его лицо и убей его, а потом забери все богатства и беги в родительский дом».
Ночью, после страстных ласк любви, когда заснул Эрос крепким сном, нарушила Психея его просьбу не пытаться рассмотреть его лицо, взяла приготовленную заранее лампу и увидела не чудовище, а прекрасного, грациозного и вечно юного Бога любви. Увидела его золотые кудри, легкие прозрачные крылья, переливавшиеся всеми цветами радуги, лук и колчан с волшебными стрелами. Вынула из колчана одну стрелу и хотела дотронуться до острия пальцем, и поранилась той стрелой, и влюбилась в своего мужа неистово и страстно. И ласкала, и целовала она его безумно, но не просыпался Эрос...
Все никак не могла налюбоваться красотой Бога Психея, опять взяла лампу, чтобы лучше рассмотреть его, но нечаянно наклонила лампу, и одна капля кипящего масла упала на обнаженное плечо Эроса. Проснувшись от сильной боли, увидев горящую лампу и сверкающий кинжал*, на всякий случай захваченный Психеей по совету сестер, Эрос в тот же момент понял всю степень вероломства Психеи. (Сергей.)
*По поводу лампы и кинжала. Милые женщины, будьте разборчивы в средствах. Оружие — это не женский аргумент. Заметьте, Психея не использует нож, она использует светильник. Мягкий и теплый свет — это совсем другое дело. Если вы готовы принять мужчину таким, каков он есть, рано или поздно вы сможете разглядеть в нем Бога.
— Сильная боль… от капли масла?! - удивилась Оля.)
— Сильная душевная боль. (Сергей.)
— А я не поняла, в чем заключалось вероломство Психеи? (Оля.)
— Без веры нет любви, балда! (Сергей.)
— Ах, вот как! (Оля.)
— Да, вот так. Эрос вскочил с постели, схватил свои лук и стрелы, расправил свои прекрасные крылья… (Сергей.)
— Видимо, на то и существовавшие, чтобы вовремя свалить! (Оля.)
— … и улетел, воскликнув: «Прощай! Без Веры нет Любви, а ты не веришь мне!» Однако, испугавшись, что Психея, в силу своего женского нелогичного склада ума, не сумеет верно интерпретировать его поступок, он вернулся и объяснил ей причину своего ухода: она ослушалась его. Затем Эрос улетел к матушке.
Психея пыталась удержать его, но тщетными были ее усилия. Горько рыдая и умоляя мужа вернуться, Психея долго следила за его полетом по звездному небу. Бог любви улетел, а Психея осталась жить без любви. (Сергей.)
— Без любви жить скучно, — вздохнула Оля.
— У Психеи родился сын, но она не знала, смертный он или бессмертный. Ребенком занимались многочисленные няньки, садом и дворцом занимались слуги, делать было нечего, и Психея пошла к реке, где и бросилась в воду. Но бог реки, страшась грозного Эроса, спас Психею и вынес ее живой и невредимой на берег. (Сергей.)
— Получив второй шанс, Психея воспользовалась им более разумно? (Оля.)
— Она задумала отомстить погубившим ее любовь сестрам. Она пришла в город, где правил муж одной из ее сестер, и рассказала сестре о случившемся с ней несчастье: что муж не простил ей предательства, выгнал ее из дома со словами, что теперь он женится на ее сестре... (Сергей.)
— Психея еще не успела закончить свой рассказ, а сестра уже бежала к заветному утесу, с которого и бросилась в надежде стать женой Эроса... (Оля.)
— Мертвой упала сестра на острые камни, Психея же отправилась в гости к другой своей сестре. История повторилась. Но месть не принесла Психее удовлетворения. Тогда Психея задумалась. Женская логика подсказала ей, что, потеряв любовь, надо попытаться ее вернуть любой ценой. Она покинула свой прекрасный дворец, своего малютку-сына и отправилась разыскивать свою любовь... В горных лугах Психея встретила демона гор и лесов, бога Пана. (Сергей.)
— Бог оказался козлоногим, с телом, покрытым шерстью, с рогами, острой бородкой и ушами. Пан сидел, играл на сиринге и лукаво улыбался, а вокруг него весело бродили по лугу козы и овцы и плясали красавицы-нимфы. (Оля.)
— Опытный и мудрый бог Пан посоветовал Психее на время забыть о своем горе и молиться богу любви Эросу. «Эрос — сильнейший из богов, — сказал Психее бог Пан, — но его благосклонность можно завоевать лаской и покорностью». (Сергей.)
— А что делал в это время Эрос? (Оля.)
— Эрос, сказавшись больным, лежал на Кипре, во дворце своей матушки Афродиты, пил нектар и страдал от недостойной любви. Психея, как ни крути, была кругом виновата, и его любви не достойна, но от этого ему хотелось ее еще больше, и что делать, он не знал. Преодолеть желание любви невозможно даже для бога любви.
Афродита Анадиомена*, утомленная многочасовым катанием по волнам, прилегла отдохнуть в тени своего сада. Белокрылая чайка сообщила богине последние новости: «Люди смеются над твоей семьей, прекрасная богиня любви Афродита. Говорят, что, пока ты безвылазно плещешься в море, твой сын, которого ты родила не от мужа, как, впрочем, и всех своих детей, беспутствует в горах».
*Выходящая из волн.
«Ах, так вот оно что! А мне он сказал, что устал на работе. И кто она?» (Афродита.)
«Психея», — ответила богине птица.
«Психея?!» (Афродита.)
Афродита устроила сыну разнос. Чего только не говорила она ему в гневе: что она избаловала его своей любовью, что он не уважает свою мать, не выполняет ее просьб… Говорила, что продаст его лук и стрелы на аукционе, обрежет ему крылья, пожалуется на него сначала отцу, богу войны и насилия Марсу, потом своему мужу и отчиму Эроса Гефесту, богу-покровителю огня, а потом и самому Зевсу, Богу богов и гаранту порядка. И даже если все вышеперечисленные боги не найдут на него управу (все боги боялись всесильных стрел Эроса), то она все равно что-нибудь придумает. (Сергей.)
— «Мам, у меня голова болит от твоих угроз», — сказал на это Эрос матери, даже не встав с дивана. (Оля.)
— Взбешенная Афродита решилась на крайние меры. Она решила искать помощи у своей неприятельницы Воздержанности, у этой некрасивой, толстой и угрюмой бабы. Сказано — сделано. Афродита отправилась разыскивать Воздержанность. По пути она столкнулась с Деметрой, богиней плодородия, и с Герой, женой Зевса и покровительницей семьи, которые, узнав, в чем дело, принялись увещевать Афродиту: «Ты что же, хочешь наказать сына за любовь? Ты, сама порождая всюду любовь, безжалостно угнетаешь ее в своей семье?!»
Тем временем Психея пыталась разыскать своего мужа, надеясь смягчить его гнев если не ласками супруги, то смиренными мольбами покорной рабыни. Она пришла за помощью в храм Деметры. Деметра рассказала ей, что ее разыскивает разгневанная Афродита, и попросила ее покинуть храм, потому что ссориться с мстительной Афродитой менее всего входило в ближайшие планы Деметры. И всесильная богиня Гера отказала ей в помощи. Решилась тогда Психея на отчаянный шаг: она отправилась к виновнице всех своих несчастий, она пошла в услужение к Афродите. (Сергей.)
— К своей свекрови?! (Оля.)
— Да. И трудилась бедная Психея с утра до позднего вчера, чтобы угодить своей строгой госпоже. Любовь, как и свекровь, нужно принять всем сердцем. Отношения со свекровью тогда хорошие, когда они хорошие с мужем. Если мужа принимать всем сердцем со всеми его прибабахами и закидонами — сердце становится таким большим, что и свекровь в нем помещается. (Сергей.)
— А если полюбить свекровь, то полюбить всех остальных… на земле уже не проблема. (Оля.)
— Совладать с властью свекрови — значит достичь женской зрелости. Афродита без конца испытывала терпение Психеи... Слуги Афродиты принесли пшеницы, ячменя, проса, мака, гороха, чечевицы, бобов, смешали все это, и Афродита приказала Психее рассортировать все это безобразие до наступления ночи. (Сергей.)
— Как в сказке о Золушке… (Оля.)
— Никакого особого интеллекта здесь не требуется, а вот адское терпение очень даже пригодится. Психее помогала целая армия муравьев. Затем Афродита послала невестку к опасным огнедышащим овцам с острыми рогами и ядовитыми зубами за золотым руном. Помнишь, сколько хитрости понадобилось Аргонавтам, чтобы совершить подобный подвиг? Но зеленый тростник научил Психею, как собрать в его зарослях клочья золотой шерсти. (Сергей.)
— Греческий герой Ясон отправился в путь на великолепном «Арго» вместе со своими товарищами, чтобы добыть Золотое Руно. Руно находилось в царстве царя Ээта и охранялось драконом. Ээт потребовал в качестве платы за Руно выполнения следующего задания: надо было вспахать поле огнедышащими быками с бронзовыми ногами, засеять его зубами дракона и убить воинов, которые тут же должны были "взойти”. С помощью дочери царя, Медеи, Ясону удалось управиться с быками; когда же на поле появилась армия воинов, Ясон бросил камень на середину поля, и воины начали сражаться друг с другом и уничтожили друг друга. (Оля)
— Еще Афродита потребовала принести ей воды из ледяного источника на вершине высокой скалы, охранявшейся недремлющим драконом. Это задание выполнил за Психею орел Зевса. Птицы, животные, насекомые, растения помогали злополучной супруге великого бога пройти испытания Любви. Но ничем не могла угодить Психея разгневанной Афродите. Наконец, Афродита, измучившись придумывать невыполнимые задания невестке, отправила Психею в царство мрачного Аида, где живут души мертвых, к Персефоне с заданием принести шкатулку с волшебной амброзией, которая возвращала красоту всякому, кто мазался ею. «А то из-за тебя я извела всю свою красоту, ухаживая за больным сыном», — сказала Афродита, только что вернувшаяся с очередной свадьбы.
Отчаялась Психея и решила сброситься с высокой башни, чтобы попасть в подземное царство. Но остановил ее чей-то голос: «Так ты, неразумная, конечно, попадешь в Аид, но не будет тебе оттуда возврата. Слушай меня внимательно, — и голос рассказал ей о том, как попасть в подземное царство и как оттуда выбраться. — Но главное, не любопытствуй, не открывай ларец и не гляди на сокрытую в нем божественную красоту!» (Сергей.)
— И чей это был голос? (Оля.)
— Эрос, как и положено заботливому мужу, продолжал поддерживать Психею в сложные моменты ее жизни.
Психея исполнила все, точь-в-точь как велел ей таинственный голос. Она преодолела все ужасы мира теней. Она сумела пройти по дороге человеческих страстей, не растеряв силы своей души, потому что шла не с пустыми руками. Она самостоятельно трудилась, не завидовала чужому богатству, не брала на себя груз чужих проблем, не лезла в чужие дела, не вкушала роскошных яств в кругу врагов, нигде не задерживалась и даже ни болтала без толку. Наконец, получила она заветный ларец… В общем, Психее почти удалось выйти из Аида. Осталась самая малость: удержаться от любопытства и не взглянуть на сокрытую в ларце божественную красоту. (Сергей.)
— Но на пороге Аида ей пришла в голову мысль: «Что же я, глупая, несу в руках вечную красоту и не воспользуюсь ей для себя? Почему бы мне не смазать лицо волшебной мазью, чтобы уничтожить следы бессонных ночей и слез? Может быть, мой муж тогда полюбит меня?» (Оля.)
— Ты бы тоже так поступила?! (Сергей.)
— Конечно. (Оля.)
Сергей вздохнул. — Психея открыла шкатулку, в которой был заключен подземный сон, и улеглась спать прямо на дороге, словно мертвая. Пришлось Эросу превращаться в птицу, чтобы выпорхнуть из высокой башни, где держала его мать, и спасать свою Психею… Вообще-то это чисто женское заблуждение, что без мужчины у нее все получится и она сможет быть счастливой самостоятельно. Это заблуждение не соответствует объективной реальности.
«Видишь, любопытство опять чуть не довело тебя до погибели», — разбудил ее Эрос, смахнув с лица Психеи мертвый сон. Радостная Психея обещала мужу, что теперь будет во всем его слушаться. Эрос ей, конечно же, поверил. (Сергей.)
— Мужчина сам всегда говорит, что думает, и абсолютно уверен, что женщина поступает аналогично. (Оля.)
— Эрос обнял свою Психею, на крыльях любви взлетел на небеса и предстал с мольбою перед отцом всех богов, великим Зевсом.
Зевс так ответил Эросу: «Хоть ты, негодник, никогда не воздавал мне подобающих почестей, а, наоборот, легкомысленно оскорблял мое величие, неоднократно посылая в мою грудь свои стрелы, я дарую тебе исполнение твоего желания. Ибо сладостнее яда твоих стрел ничего нет ни на земле, ни на небесах».
А Афродите Зевс сказал следующее: «Не гневайся, прекраснейшая из богинь, никто не может сравниться с тобою. И не печалься, что сын твой берет в жены смертную, потому что я дарую ей бессмертие». Так Зевс даровал бессмертие человеческой душе за любовь... (Сергей.)
— На свадьбе Эроса и Психеи веселились все греческие боги. Аполлон, светлокудрый бог, играл на цитре, окруженный своими музами, которые пели сладкозвучными голосами радостные песни. Под звуки тех песен вечно юная красавица Афродита танцевала веселые танцы… Сереж, такой интересный миф. Я никогда не слышала… (Оля.)
— Ты же помогала мне, я думал, ты знаешь этот миф. (Сергей.)
— Ты столько тратишь на меня времени… (Оля.)
— Дружба, Оль, как и любовь, — это время, это часть нашей жизни. Общение с тобой доставляет мне истинное удовольствие. (Сергей.)
— А по-моему, друг — это человек, который делает жизнь лучше. (Оля.)
…
Свои поездки на Аэропорт Алешка возобновил только тогда, когда узнал, что Дмитрий ушел от жены и поселился в своей однокомнатной квартире. «Ну, и кто был прав, дядя Дима? — Алешка торжествовал свою победу. — Фотки только зря уничтожил». Но он быстро заполнил свой новый альбом, позаимствовав фотографии из альбомов бабушки с дедом.
…
В мае Дмитрий проехал всю Америку на автомобиле с запада на восток, а Аня родила девочку. «Нормально, она начала встречаться со мной уже беременная», — посчитал Дима.
«Сколько, Дмитрий, ты будешь думать своим членом? Зачем тебе тогда голова?» (Внутренний голос.)
Диме так и не удалось развестись с Аней. Мужчина в нашей стране не может просто так развестись с женой, пока ребенку, родившемуся в браке, не исполнится год (даже если установлено, что ребенок не от него). Требуется согласие женщины. «Ну, уж нет, так не пойдет», — сказал Дмитрий и обратился за помощью к отцу.
В августе он уехал на рыбалку в Норвегию...
Наталья Бентанга. Отрывок из романа-истории «Принцип Неопределенности». (Сайт www.bentanga.ru)
|
|