Гл. 18
В первом селении дубовичей страшная картина встретила Коляду и Муравку. Кругом остывшие тела погибших от заразы, которая покрывала их гнойными язвами. Тела на улочках, тела в избушках и землянках. Ни одной живой души.
- Опоздали мы сюда, Муравка! Всех прибрал Мор! Нету живых! – Огорченно воскликнул Коляда. – Дале двинем зараз, пока к иным страждущим не опоздали.
В следующем селении им удалось встретить и живых. С два десятка мужиков, баб и детишек сгрудились в одной избе, сторонкой стоявшей на окраине. Жгли вокруг избы хворост, бросая в огонь сырую травку для дыму. Отгоняли лихо так, как слышали от людей Осмотрев всех и дав необходимые снадобья, Коляда велел им идти в обход поселений прямо к тому месту, где
застава была в руках у дружинников Усила.
- Там ждите нас. Туда будем и иных, кто от напасти уберегся, к вам отсылать. Покормят там вас. – Напутствовал Коляда. – Мы далее пойдем по земле вашей. Иным помощь давать.
- Как назван при рождении, сынок? – Спросил седой старик, опускаясь перед Колядой на колени. – Век для тебя у Рода милости просить будем все
- Колядой назван. А она – Муравка, суженая моя. Встань с колен-то, дед. Негоже перед молодняком свои седины склонять так низко. – И Коляда поднял старика на ноги. – За слова твои добрые, отец, благодарствую. Долгой жизни тебе и сородичам твоим. Постараюсь о том.
- Коляда… Отныне и тебя все мы как бога чтить будем.. – Шептал себе под нос старик, уводя сородичей в указанном Колядой направлении.
- И нам с тобой, Муравка, далее двигать пора. – Коляда за руку подвел Муравку к возу и удобно усадил на него.
Вот уже с десяток дней продолжают свой путь Коляда и Муравка, оказывая помощь тем, кого беда только едва коснулась и не смогла залечь болезнью глубоко в тело, и тем, кому грозила уже неминуемая встреча с Навью. Вырывали из грязных рук Мора всех, в ком еще хоть как-то
теплилась жизнь. Понимая, что обречено было все племя дубовичей на вымирание не только волею Мораны с Мором, но и усилиями Ратслава, выставившего заставы, отнимавшие надежду на спасение у тех, в чьи поселения еще не успела заглянуть страшная болезнь, рекомендовал всем
спасенным от болезни покидать обжитые места и уходить к Усилу.
- Найдете вы там добрых соседей. Никто не будет чинить вам никакого вреда. Смело идите. Здесь же волею злобного Ратслава приговорены вы к погибели поголовной. - Убеждал он людей, которые с небольшой охотой покидали край, в котором рождались и умирали еще их прадеды.
*****
- Снова провел нас Усил! – Ратслав аж ногой притопнул на вошедшего к нему Яра. – Теперь ужо и дубовчане к нему примкнули. Слыхивал ли, что и полесцы на большом сходе своем порешили отселиться к Усилу? Ужо пошли обозы с первыми переселенцами. Нагони немедля изменников и покарай по заслугам их. Не хотят жить под рукою моей? Так лиши их жизней навовсе! Коли и тут не сладишь с задачей, конюшим сделаю, будешь коням хвосты чесать! И Загора твово, которого великим колдуном чтишь в подручные к
тебе приставлю. бородатый!
- Нет вины тут нашей с Загором большой. Слышал, кто за Коляду встал? Неужто с самим Родом в драку полезешь? А полесцев оставлю в земле их навечно. Детенышей их не пожалею. Ныне же с дружиною большой и двинусь. Через тройку дней пришлю гонцов о сполнении воли твоей сказать. Будь уверен! - Твердо заявил Яр. Дружина собиралась второпях и без объявления места, куда следовать должны. Место сбора было назначено
далеко за крепостными стенами, чтобы недалекий перелесок скрывал от любопытных взоров число воинов в поход изготовленных. На закате и сам Яр в сопровождении Загора на место сбора прибыл.
-Тут заночуем. Костров не жечь. Спозаранок и пойдем, куда следует.
– - А куда двигать порешил, Яр? – Обратился к нему стареющий Медок, которому довелось еще самого Яра делу воинскому учить,
- В полесье двинем. Будем народец тот под корень выводить. Измену наладили. Хотят к Усилу все откочевать.
- Опять своих рубать? О чем думаете? За ними и другие вослед побегут.
- Побегут, коли этим позволим. Когда же почуют, какие дела по ним прогуляться могут, тако и задумаются наперед. Спать ложись, Медок. Скоро двигать надобно. Отдохни. – Ответил Яр отходя в сторону.
*****
Усил сотоварищи только приготовился ужином подкрепиться, когда в дверях нарисовался Лесовой.
- Дело больно скорое. – Объявил с порога. – Некогда мне тута с вами лобызаться. Яр дружину большую в Полесье ведет. Будет изводить со свету народ тамошний, который к тебе, Усил, переметнуться решил. Под корень изводить. И дитяток малых тож. Коли поторопишься с помощью, то
смогешь перехватить Яра в ущелье у Синей горы. На ровном месте сомнет твою дружину, а тама в хорошую ловушку сам зайдет. Лучников расставь ладком. Да что учить-то тебя! Сам ведаешь! Я же быстро к степнякам метнусь. Покамест будешь в ущелье войско Яра потрошить, дружок твой,
Батыр, могет ладно им в спину вдарить. Точно своротите шею Яру. Токо помни: в этот раз он колдуна свово с собой потащил. Загора. Тот может и разгадать затею нашу. Коли успеет … - И Лесовой, тихонько рассмеявшись себе под нос, также внезапно исчез, как и появился.
- Дело сказал нам. Собирай Мах воинов. Некогда застолье вести. Ныне же и выступаем в ночь. Зови кого из пришлых от полесцев. Пусть дорогу кажут.
К полудню достигла дружина Яра Синей горы, ставшей поперек ее пути. Одна дорога вела в землю полесцев с этой стороны, та, которая легла по дну глубокого ущелья, отделявшего одну часть горы от другой ровной линией, словно мечом гигантским прорубленная. Гладкие стены уходили далеко вверх. Только полуденное солнце и могло заглянуть на дно широкого ущелья, чтобы осветить путь. Яр специально повел отряд свой этой дорогой. На то и Загор совет давал. Никто не успеет распознать движение большой
дружины. Нежданы будут они для полесцев, коли кто из тех решится за меч
или лук взяться.
Уже осталось за спинами воинов большая часть пути по ущелью, а солнце едва доставало своим лучами до их поясов, когда посыпались откуда-то сверху стрелы, а вслед за ними и валуны, вышибая из рядов десятки дружинников.
- Не стоять! Вперед быстро! Уже конец ущелью! – Прокричал Яр – Опять
проглядел старый хрен?!
Только Загора, коему и адресовались последние слова Яра, отчего-то рядом не оказалось. Загор в ту пору с кулем на голове затерялся в одной из щелей в стене ущелья, старательно втиснутый туда Лесовым.
- Сиди тихо! – Предупредил Лесовой. – Нето башку твою расшибу.
- Да тихо я… - Растерянно отвечал Загор, не ведая, кем пленен и отчего у него сил не достает противиться тому, кто так ловко сладил с ним.
- Вот и ладно. – Похвалил Лесовой.
А в то время передовые дружинники Яра уже узрели выход из ущелья и, подгоняемые страхом рванули к нему еще быстрее. Только выскочить сходу не получилось. Прячась за сооруженным завалом из стволов свежесрубленных деревьев, воины Усила вновь встретили их стрелами.
- Нету у них большого войска! – Объявил своим сотникам Яр. – На прорыв идите! Только вперед. Долго не продержатся!
Может и получилось бы прорваться и смять воинов Усила, кабы не застучали за спинами копыта конские и не зажужжали бы стрелы, пущенные теперь уже в спины атакующих. А с высоты все срывались и срывались страшные камни, увеча и убивая дружинников. Неминуема гибель была для
всего войска Яра.
Тогда и прокричали сверху:
- Выдайте боярина своего и прекратим мы избиение остальных. Не кровь большая нужна нам, а наказать зачинщика зла очередного во спасение народа полесцев, на убиение которого и посланы вы! Выдайте и враз остановим мы дело кровавое!
Тут же несколько дружинников набросились на восседавшего на коне Яра и скрутили его.
- Берите боярина! Ваш он! Остановите бойню! – Закричали дружинники, обезоружив заодно и сотников.
И точно, прекратили летать стрелы, сверкать мечи и лететь каменные глыбы. Враз стих бой, словно и не было его. Тут же в завале образовался проход и дружинники, бросая возле него свое оружие, беспрепятственно выходили из ущелья, собираясь в указанном им месте под присмотром
воинов Усила. А потом и конники Булата выехали из ущелья, когда завал
окончательно был разобран.
- Что думаешь делать с плененным боярином Усил? – Поинтересовался Булат, когда друзья обменялись крепким рукопожатием. - Может, и ему поединок устроим? Больно любил он других подставлять под чужие удары. Пусть уж и на себе отведает, каково то. Одар готов сразиться с ним.
Дозволим?
- А то?! Пущай явит нам свои воинские доблести. Быть поединку. Тута же и сейчас! Готовься боярин. Воле богов жизнь твоя отдается!
Пслесловие.
- Вот и весь сказ мой, детвора. – Старый Макар, пыхтя трубкой в порыжевшие от табачного дыма усы, сдвинул угли костра в кучу и выхватил из освободившегося пространства несколько покрытых серой коркой картофелин. – Кушайте пока на здоровье. А ты, Ванек, как старшой среди прочих, коней глянь. Не свалились ли путы с какого. Нам тута еще до
зари утренней досидеть надобно. Потому и назван выпас такой ночным, что с утренней зарей к дому двигаться надобно.
Ванек тут же схватился с места и нырнул в объятия лунной ночи. Быстро возвратившись, доложил деду:
- Все в порядке, дедуля!
- То и ладно. Может вздремнуть кому захотелось? – Поинтересовался
дед Макар.
- Не хитри, дедуля! Не все еще сказывал нам! – Загалдели окружавшие его
подростки.
- Чего же еще слышать хотите?
- А как потом дела у братьев сложились?
- Потом? – Макар сдвинул свою видавшую виды шапчонку на лоб и почесал затылок. – Много воды утекло уж с пор тех. Может и не все запомнил… Но, коли в охотку вам, скажу и про то, как далее жизнь их легла. На месте Холодных Ключей построен был большой город с названием Ключевой.
Стольным стал тот город. Много племен и родов разных примкнуло к землям, которыми Усил правил. Был он избран всенародно царем. Потому
и трон свой в Ключевом поставил. Всех, кто близок был с ним, в бояре ближние произвел в благодарность за подмогу их в делах своих. Справедлив и любим всеми был царь Усил. Народ только и знал, что славил его за все дела добрые. Процветала земля его. Силен и богат был народ царства того. Столь в нем люду накопилось, что и Ратслав бросил мысли свои о покорении
земель тех. Перемирие заключил с Усилом и не нарушал его. И правил Усил
долго…
- А брат его, Коляда? С ним что сталося?
- Коляда-то? Тот тоже славу свою поимел, помощь людям оказывая, с болестями споря. И Муравка при нем. Детишек нарожали кучу. Через деток своих оставил народу дар лечебный Коляда, когда сам покинул землю ту…
- Как покинул? Зачем? И брата своего бросил? – Посыпались вопросы.
- Нет. Не оставили братья друг друга. И Усил покинул землю ту вместе с братом, оставив на царство вместо себя сына своего Любомира.
- Куда же подевались они?
- Призвали их боги в свой стан. Усил, тот при Хорсе пристроен был Родом, а Коляду он к Белобогу определил в помощники…
- Выходит, и братья сами в боги попали?
- Так и получилось. – Согласился Макар. – Любил их народ так крепко, что заслужили они милости такой от Рода Великого. В честь кого, думаете, колядки с той поры в народе говорить стали? Коляду и славили. Отчего и поныне ищут цвет папоротника, что в руках Муравки воссиял, в ночи
майские? Верят, что принесет им цвет тот исполнение желаний и защитит от ворогов страшных, как и Муравку. Все теперь уже вам обсказал…
- Отчего же Род, которого ты Великим величал в сказе своем, не смог
удержаться в главных богах наших?
- Про то не мне судить! Мое дело память народную, которая через былины да сказы до нас дошла, вам пересказать. А там уже сами гадайте. Ныне верует народ наш во Христа. Так волею князя Владимира определено было. Однако и про прошлые обычаи свои забывать не желает. Масленка, колядки, гадания да обереги - все то, наперекор новой вере, в нас засело и еще долго сидеть будет. Говорят, и поныне Род Великий на дела земные взирает. Никак не может мир обрести люд земной. При всех богах все ищет, как бы соседу
более горя кровавого доставить. Обещано церковниками Царство нам Небесное. Здеся бы радостей поиметь. И никто с зачинщиков зла спросу не чинит. Прежние боги хотя бы в родстве с народом своим были, а ныне все мы рабами божьими стали да овцами бесправными. Хорошо хоть царь наш нынешний крепостное право запретил. А все одно… Куда же нам деваться-то со двора барина своего? Где еще харчи себе приработаем. Токо и дел, что торговать нами не стали. Эх!
Май 2012- май 2013
Справки:
(1) Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на
земле восемь с половиной тысяч лет назад. Многое об Овсене можно
узнать, прочитав древнюю русскую былину о царе Усиле Добром. Во
всяком случае, этот человек, прежде чем стать богом, совершил
много героических подвигов и достоин того, чтобы потомки о нем
помнили. В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
(2) Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила,
сын Рода, брат Велеса.
(3) Чернобог, он же Черный Змей, Кощей, он же Повелитель Нави,
Тьмы и владыка Пекельного царства. Бог холода, уничтожения,
смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
(4) Род – славянский языческий бог, родитель всех остальных богов.
(5) Морана - или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и
грозное божество, богиня Зимы и Смерти
(6) Домовой - Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой
деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его
дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем,
но это все он - хранитель домашнего очага, незримый помощник
хозяев. Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою,
или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.
Главное же дело его - досмотр за хозяйством.
(7) Лесовой - Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун - дух леса в
славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно
любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола
кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все
носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу,
левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
(8) Белун - дух Света, порождённый деяниями Белбога. Белун - Старец с белой длинной бородкой, в белой одежде и с посохом в руках. Является он только днем, чтобы вывести на дорогу заблудившихся путников:
Хоть и светит в небесах Луна -
Ох, темно без Белуна!
Белуна также почитают как подателя богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жницам в их работе.
Чаще всего он показывается в золотистой ржи с сумою денег на носу, маниткакого-нибудь бедняка утереть себе нос. Если тот исполнит просьбу, из сумы посыпятся деньги, а Белун исчезнет. Поговорки “Мужик с Белуном подружился“, “У кого богатый дом, тот сдружился с Белуном“ означают, что кого-то посетило счастье.
9. Белобог - Белбог – бог примирения и согласия, дружбы и искренности,
добра, удачи, счастья и блага, а также покровитель искусств и торговли.
Ему приносятся жертвы в виде веселья, игр и радостного пированья.
Белобог(Белбог) и Чернобог пребывают в постоянной борьбе друг с другом:
дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму
рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за
жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел.
Белобога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем,
Чернобога — уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и
Чернобога почитали в равной мере.
10. Мор – пособник Мораны в повальном уничтожении людей.
11.Травень – май по древнему славянскому календарю.
12. Липень - июль